Предыдущая новость Следующая новость

НИС «Профессор Молчанов». Всем, кто в море! SOS! SOS! SOS!

– Внимание экспедиционной команде! На палубу выход запрещен! Все вещи в каютах закрепить или убрать! – это Сергей Викторович, капитан судна.  Немного помолчав добавляет: «И поём… «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»».

Волна высотой от трёх до почти пяти метров. На нижней палубе видно, как вода заливает с внешней стороны стекло иллюминатора. Для кого-то это приключение, они даже ждали ненастье. Для кого-то полная остановка всех рабочих процессов – лежи на шконке и жди.

29-ое проходит почти незаметно и муторно.

Мы ещё не знаем, что где-то в Белом море терпит бедствие яхта «Крейсер», вышедшая из Архангельска в сторону Новой Земли. Что шесть человек остались без связи, с вышедшим из строя генератором, на неуправляемом судне.

Утром 30 июля в районе горла Белого моря они подали сигнал бедствия. Капитан ближайшего судна «Академик Николай Страхов» принял сигнал SOS и пошел на выручку.

В 12:55 по факсимильной связи и «Молчанову» пришло сообщение о том, что южнее острова Сосновец терпит бедствие яхта. Погода там непростая: ветер от 22 до 27 метров в секунду, высота волны до 4,5 метров. Сергей Хохлов получил указание следовать в район бедствия и оказать помощь в спасении.

На тот момент «Крейсер» дрейфовал со скоростью семь узлов без связи с внешним миром. Все запланированные научные работы на «Молчанове» отложили, изменили курс и пошли на помощь. Идти мы будем 12 часов.

Представить, что кто-то в такую погоду оказался в беде, было страшно. На борту обсуждали только яхту и людей, которые пытаются на ней выжить.

Стемнело. На мостик пускали только тех, кто имеет отношение к спасательной операции. Остальные собрались в метеолаборатории и лекционном зале.

В 22:55 мы увидели огни «Страхова». Значит, где-то рядом и яхта.

При первой возможности капитаны «Академика Николая Страхова» и «Профессора Молчанова» связались.

«Мы к ним подошли рано утром, часов в шесть. И с тех пор сопровождаем с небольшим перерывом. Пытались завести на них буксир, когда их тащило на берег. Последняя попытка удалась, но оборвался трос. С тех пор попыток не делали. Сейчас просто следим за яхтой, чтобы она не потерялась. Используем прожекторы. Радар её плохо берет в волнах. Сейчас она у нас под бортом. Стараемся далеко не отпускать, максимум два кабельтовых», –скажет капитан «Академика Николая Страхова» в переговорах с Сергеем Хохловым.


Фото: Вера Вакулова

Оказалось, что «Страхов» шёл из Архангельска в Калининград, когда услышал сигнал SOS. Сейчас он отошёл и дал возможность «Молчанову» оценить ситуацию. Мы нащупали прожекторами среди волн яхту. Оборваны паруса, с правого борта разбит иллюминатор и, кажется, видно человека.

Подойти близко в темноте и при таком ветре – невозможно. Капитаны принимают решение – ждать рассвета.

Волны бьют маленькое судно, оно то появляется в свете прожектора, то снова исчезает. «Как же они, наверное, там боятся!» – говорят мне девчонки.

Соглашаюсь, мы тоже боимся за них.

Часы идут медленно. Часть экспедиционной команды уходит спать и просит разбудить, как только будут новости.

Около 04:00 утра по московскому времени удалось подойти к яхте на максимально близкое и безопасное расстояние и взять её на буксир.

– Доброе утро! – закричали ребята с нашего борта.

– Доброе, – улыбнулись в ответ с яхты.

Судно потрепано, команда держится спокойно. Через несколько часов, когда ветер стихнет, им предложат подняться на борт «Молчанова». Откажутся. Плохая примета покидать свое судно. Чувствуют себя хорошо и даже приготовили завтрак: «кашу вот едим».  

«Люди сейчас находятся в полной безопасности. У нас получилось подойти к яхте. С третьей попытки взяли её на буксир и сейчас благополучно малым ходом буксируем в порт «Архангельск» в район приемного буя. И ожидаем указания от МСКЦ», –  говорит Сергей Хохлов.

«Это самое крутое за весь рейс», «настоящее приключение», «спасли жизнь», –  все под впечатлением от случившегося.

Сергей Викторович все ещё на мостике, хотя всё, зависящее от него, сделано.

«Очень сложно принимать решения в такой ситуации. Дело в том, что северные моря ошибок не прощают. У нас уже был опыт спасения, но не такой объемный. Участвовали в операции летом на Балтийском море. И страшного было гораздо меньше. Это было легкой прогулкой по сравнению с тем, что творилось сейчас».

Волновался ли капитан? Сложно сказать, но он говорит об этом сам: «Капитаны тоже переживают. В первую очередь. И не только за экипаж, который пытаешься спасти, но и за свой».

Уже 31 июля около 18:00 буксир «Александр Колчак» заберет яхту «Крейсер» и поведет судно в сторону Архангельска.

Важны лекции, очень важна практика, но самый главный урок мы все получили в ночь с 30 на 31 июля.

Дневники экспедиции ведёт Вера Костамо, по информации пресс-службы Северного УГМС