НИС "Профессор Молчанов". Лекции, инструктаж и первые работы в мореВ сторону Белого моря «Профессор Молчанов» ушел из Архангельска уже поздним вечером. Несмотря на длинный день, полный переживаний, кажется, на борту никто не спит. Белые ночи, которые кто-то из членов экспедиции увидел впервые, – большой подарок для фотографов, любителей работать дольше положенных восьми часов и романтиков. И оказалось, также и для тех, кто волнуется перед путешествием. На палубе собрались студенты: «первый раз иду в море», «переживаю», «мама, тут ещё есть связь, все хорошо».
Мимо последних домов, индустриального пейзажа пригорода, уютно сидящей у костра компании – всё ближе к приемному бую. Ближе к большой воде. Морю.
Правила севера
Ничто не тонизирует так как инструкции по технике безопасности. Особенно здесь, на севере.
«Семь коротких и один длинный гудок – сигнал к оставлению судна, – Игорь Плахин, старший помощник капитана, показывает спасательный жилет. Похожие лежат в каждой каюте. – Такой позволит вам продержаться на воде до 15 минут».
Очередь доходит до загадочных оранжевых мешков, была версия, что это – лодки. Нет, все-таки гидрокостюмы. Громоздкие, чтобы надеть, нужно действительно потренироваться. Но это уже реальный шанс на спасение в холодной воде. Температура за бортом около +10º С.
В течение дня мы слышим сигнал. К счастью, учебной тревоги. Отрабатываем алгоритм спасения, запоминаем номера своих шлюпок и верим, что эти знания никогда не пригодятся.
Настоящая наука
«Для меня это первый такой длительный выход в море. Хочу посмотреть, как делается настоящая полевая наука, – Анна Конокова, студентка 4 курса географического факультета МГУ, ждет первой лекции, – высокие широты – это отдельная вселенная. С одной стороны, относительно нетронутая территория. С другой, даже сюда доходит микропластик. Этой темой я и хочу заниматься в перспективе».
По словам Ани, сочетание теории и практики даёт максимальное погружение в образовательный процесс. В этом особенность и уникальность проекта.
Людмила Драчкова, заведующая кафедрой географии и гидрометеорологии САФУ, открывает цикл лекций плавучего университета: «Мой опыт показывает, что студентам не хватает даже элементарных знаний об Арктике. Об особенностях климата, флоры и фауны. О правилах безопасного поведения в высоких широтах. Как-то были желающие погладить белого медведя».
В своей лекции Людмила расскажет о Гандвике – Белом море. Неглубоком, замерзающем зимой, домашнем море поморов и об архипелагах: «На Кузовах, архипелаге недалеко от Соловков, есть объекты, вопрос происхождения которых на сегодня остаётся открытым. Например, сейды. Есть легенда, что это окаменевшие от сильной молитвы монахов враги, есть и саамские легенды об этих сооружениях».
Фото: Вера Костамо, Вера ВакуловаПервая станция
На корме, кажется, собрались все члены экспедиции – судно остановилось для проведения первой станции. В воду опускается розетта – это комплекс батометров (баллонов для сбора проб морской воды). Они запрограммированы на отбирают по пять литров материала с разных горизонтов.
Волнуются не только участники процесса. Все-таки задача серьёзная –возобновить исследования, которые прервались в 90-е годы 20 века.
За розеттой Белое море принимает сеть джеди. Вытянутая, как носок, сеть с 10-ти килограммовым грузом нужна для отбора воды на зоопланктон и фитопланктон.
Первая точка пройдена. Через восемь часов следующая станция.
Художник и ученый
Сидеть на полу в лекционном зале не только можно, но и удобно. На занятиях не хватает мест для всех желающих.
Мария Тысячнюк, доктор социологических и кандидат биологических наук, участвовала во многих экспедициях. Предпочитает не короткие поездки, а путешествия на несколько месяцев. Аляска, Канада, отдаленные российские регионы –она изучает изменение жизни коренных народов в связи с приходом на их территории нефтедобывающих компаний. Одним из самых интересных и неожиданных моментов лекции стала демонстрация совместной работы ученых и художников – art science: «В Центре независимых социологических исследований (Санкт-Петербург) я руковожу группой экологической социологии. Мы стараемся во все экспедиции брать художников, хотим привлечь внимание к проблеме другими средствами. Нам не нужна просто иллюстрация к определенной ситуации, а сбалансированность и отражение реальности – поэтому работа всегда совместная».
Мария предложила студентам присоединиться к исследованиям и экспедициям. Желающие, конечно, нашлись.
Дневники экспедиции ведёт Вера Костамо
|