Предыдущая новость Следующая новость

Льды, какими их видят полярные крачки

Дата: 22.04.2019

Координаты: 80°52', 39°26'

Температура воздуха: -20° С

Ветер: 8 м/с

Лёд: 10 баллов, однолетний средний

Время: 12 по МСК

За сутки дрейф составил 10,5 миль.

 

Морские льды постоянно в движении: гонимые ветрами и течениями они сталкиваются, образуя торосы, разламываются на битые формы, смерзаются и формируют новые ледяные поля.

Если взглянуть на белое полотно с высоты птичьего полёта, то можно увидеть всё многообразие форм и видов морского льда. До горизонта простираются гигантские ледяные поля и обломки льдов, гряды торосов выстраиваются в витиеватые узоры, порой среди белоснежной пустыни виднеются тёмные матовые оазисы – замёрзшие полыньи.

Использование средств визуального анализа является важным инструментом при исследовании крупномасштабных явлений и процессов на поверхности планеты. Наряду со спутниковыми данными, одним из основных источников визуальной информации является аэрофотосъёмка. С её помощью решается широкий спектр фундаментальных и прикладных задач в различных областях деятельности. Современные методы аэрофотосъёмки позволяют получить фотопланы с высокой степенью детализации, что необходимо при комплексном мониторинге поверхности нашей планеты, и особенно – при изучении ледяного покрова.


Фото: Сергей Николаев, архивы ААНИИ.

Если каких-нибудь 20 лет назад для решения этих задач требовался вертолёт или самолёт, то сейчас аэрофотосъёмку можно выполнить при помощи практически любого беспилотного летательного аппарата. Кроме того, современные средства обработки данных аэрофотосъёмки позволяют создавать 3D-модели исследуемых ледовых объектов: айсбергов, торосов или стамух. «Мы используем аэрофотосъёмку с беспилотного летательного аппарата, чтобы оперативно получить детальный фотоплан научного лагеря и его окрестностей», – рассказывает ведущий инженер ледоисследовательского отряда Андрей Парамзин.

На готовом фотоплане легко идентифицировать интересующие объекты, например, выдающиеся торосы, а также подобрать подходящие места для расположения ледоисследовательских, метеорологических и других полигонов. Кроме того, аэрофотосъёмка с беспилотных летательных аппаратов даёт возможность оперативно отслеживать деформацию льдины, на которой расположен дрейфующий лагерь.

«Изучение поверхности как таковой, даже обычными средствами визуального анализа, – весьма информативный и перспективный метод исследования. Построение 3D-модели надводной части позволяет определить морфометрические параметры гряд торосов. И, безусловно, неоспоримый плюс современных методов проведения аэрофотосъёмки – это скорость, с которой можно получить подробный план местности. Достаточно буквально нескольких часов, чтобы по полученным снимкам в специализированном программном обеспечении составить план местности», – комментирует ведущий инженер ледоисследовательского отряда Дмитрий Драбенко.

Дневники рейса ведёт Сергей Пряхин, научный сотрудник отдела ледового режима и прогнозов ААНИИ.