Предыдущая новость Следующая новость

Погода на дрейфующем льду

Дата: 08.04.2019 г.

Температура воздуха: -17°C

Ветер: 8 м/с

Лёд: 10 баллов, однолетний средний

Время: 12 по МСК

Координаты: 81°20’, 38°42’

За сутки дрейф составил 11 миль

Который день по вечерам, когда полярное солнце спускается к линии горизонта, участники экспедиции наблюдают редкое оптическое атмосферное явление – гало. Этот небесный феномен обычно появляется вокруг светила благодаря наличию ледяных кристаллов в облаках выше 5 километров. Вид гало зависит от формы и расположения кристаллов. Отражённый и преломлённый частицами льда свет может разложиться в спектр и часто юные исследователи атмосферы принимают его за радугу.


Фото: Сергей Николаев, архивы ААНИИ.

Но такого опытного специалиста, как начальник метеоотряда Василий Кустов, не обманешь. Под его чутким руководством выполняется обширная метеорологическая программа, которая продолжает традиции наблюдений на дрейфующих станциях «Северный полюс». Помимо срочных стандартных измерений, программа включает в себя наблюдения за аэрозолями, солнечной радиацией и составляющими теплового баланса. Дважды в сутки выполняется аэрологическое зондирование нижних слоёв атмосферы.

Эти данные поступают в базу Всемирной метеорологической организации (ВМО) и использовать их могут учёные разных стран. Дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс–2019» присвоен свой позывной и погоду с неё можно посмотреть на сайте ВМО в режиме реального времени.

Измерение составляющих теплового баланса и исследование процессов энерго- и массообмена приземного слоя атмосферы с подстилающей поверхностью производится при помощи финской метеорологической автоматической станции. «В рамках многолетнего сотрудничества с Финским метеорологическим институтом мы установили морскую метеостанцию, которая, помимо необходимых метеодатчиков, оснащена гирокомпасом для измерения угла отклонения ветра, что необходимо в условиях дрейфа», — рассказал Василий Кустов.

Рядом с финской метеостанцией будут установлены океанологические датчики и тогда можно будет зафиксировать изменения температуры в воздухе, во льду и в водной толще.

Дневники рейса ведёт Сергей Пряхин, научный сотрудник отдела ледового режима и прогнозов ААНИИ.