Федеральная целевая программа “Мировой океан”

Подпрограмма 10 “Создание единой системы информации об обстановке в Мировом океане”

ЕСИМО

 

Федеральная служба по гидрометеорологии и

мониторингу природной среды

Росгидромет

 

Всероссийский НИИ гидрометеорологической информации-

Мировой центр данных

(ВНИИГМИ-МЦД)

 


 

 

 

 

 


ПОВЕСТКА

 

заседания секции Межведомственного научно-технического совета по подпрограмме 10 ЕСИМО

 

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ

 

 

 

Председатель секции, директор ВНИИГМИ-МЦД  М.З.Шаймарданов

 

 

 

 

 

 

 

 

7-8 октября 1999

 

 г. Обнинск


ПОВЕСТКА ДНЯ

 

заседания секции МНТС по подпрограмме 10

“Создание единой системы информации об обстановке в Мировом океане

 

7-8 октября 1999 г.                                               г. Обнинск (ВНИИГМИ-МЦД)

 

 

7 октября 1999

10:00-10:20

Открытие заседания, общее состояние, вопросы финансирования подпрограммы, выполнение решений предыдущего заседания

Директор ВНИИГМИ-МЦД М.З.Шаймарданова

 

 

 

10:20-10:40

 

10:40-11:00

Основные проектные решения по направлению “Разработка базовых элементов единой системы информации об обстановке в Мировом океане, методологическое сопровождение ее создания и функционирования”

·        Модель ЕСИМО

Докладчик: Н.Н.Михайлов (ВНИИГМИ-МЦД)

·        Система унификации данных в ЕСИМО

Докладчик: В.М.Веселов (ВНИИГМИ-МЦД)

11:00-11:20

Перерыв

11:20-11:40

 

11:40-12:00

 

12:00-12:20

·        Нормативная база ЕСИМО и нормативно-правовые стандарты

Докладчик: В.И.Смирнов (ВНИИГМИ-МЦД)

·        Программно-технологическая платформа ЕСИМО

Докладчик: А.В.Беспрозванных(ВНИИГМИ-МЦД),

·        Телекоммуникационная платформа (ВНИИГМИ-МЦД)

Докладчик: С.В.Сомов (ВНИИГМИ-МЦД)

 

 

 

 

 

12:20-12:40

 

12:40-13:00

Основные проектные решения по направлению “Развитие и внедрение методов, средств и технологий наблюдения за состоянием и загрязнением природной среды Мирового океан и прибрежных территорий, искусственными объектами в Мировом океане, включая их метрологическое обеспечение и стандартизацию

·        Общий подход  и системы наблюдений контактными методами и доведения до центров данных информации по морской среде

Докладчик: В.Б.Лапшин, С.В. Киpьянов(ГОИН)

·      Дистанционное зондирование и доведение до центров данных и информации по морской среде

Докладчик: Е.Б.Манаенкова (НИЦ ПЛАНЕТА)

13:00-14:00

Перерыв

14:00-14:30

Основные проектные решения по направлению “Обеспечение пользователей оперативной информацией об обстановке в Мировом океане с целью непосредственного осуществления того или иного рода деятельности в реальном масштабе деятельности”.

Докладчик: Е.С.Нестеров (Гидрометцентр России)

14:30-15:00

Основные проектные решения по направлению “Обеспечение потребителей обобщенной и специализированной информацией  об обстановке в Мировом океане и на прибрежные территориях с целью решения комплекса проблем, не требующих доступа к данным в реальном масштабе времени”.

Докладчик: А.С.Васильев (ГОИН)

15:00-15:30

Основные проектные решения по направлению “Интеграция, ведение и распространение информационных ресурсов об обстановке в Мировом океане, обеспечение телекоммуникационного взаимодействия элементов единой системы информации об обстановке в Мировом океане и пользователей, безопасности и устойчивости ее функционирования”.

Докладчик: Е.Д.Вязилов (ВНИИГМИ-МЦД)

15:30-15:50

Перерыв

15:50-16:20

 

Основные проектные решения по созданию военного контура ЕСИМО

Докладчик: О.Н.Туровцев (ГосНИНГИ ГУНИО)

16:20-16:50

Основные проектные решения по вопросам формирования, ведения и распространения морской картографической информации

Докладчик: С.В.Егоров (280 ЦКП ВМФ)

16:50-17:20

Основные проектные решения по созданию системы Цунами

Докладчик: И.П.Кузьминых, И.В.Зыскин (ЦКБ ГМП)

 

17:20-17:50

 

Основные проектные решения по взаимодействию ЕСИМО с СИАЦ президента и органами государственной власти

Докладчик: Г.В.Логинов (ЦиТИС ФАПСИ)

18:00-20:00

Неофициальная встреча


 

8 октября 1999

10:00-10:30

Предложения по координации и перспективам развития измерительных систем (новые проекты с 2000 г.) в рамках подпрограммы 10

Докладчик: Н.М.Скурихин (ЦКБ ГМП), С.В. Киpьянов (ГОИН)

 

10:30-10:45

10:45-11:00

11:00-11:15

11:15-11:30

11:30-11:45

Краткая информация о выполнении проектов

Докладчики: В.Т.Соколов (ААНИИ)

О.В.Соколов (ДВНИГМИ)

С.И.Буянов (ЦНИИМФ)

А.М.Вольфсон (Гидроприбор)

Г.С.Моисеенко (ВНИРО)

11:45-12:00

Перерыв

12:00-12:30

О порядке подготовки продукции по результатам выполнения подпрограммы10 в 1999 году и проведения приемо-сдаточных работ

Докладчик: Н.Н.Михайлов (ВНИИГМИ-МЦД)

12:30-13:00

Реализация демоверсии и требования по представлению материалов в 1999 г. на примере Баренцева моря

Докладчик: А.А.Воронцов (ВНИИГМИ-МЦД)

13:00-13:10

Термины и определения

Докладчик: Т.И.Серебренникова (ВНИИГМИ-МЦД)

13:10-14:00

Принятие решения

14:00

Закрытие заседания

 

 


ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ

На заседании секции МНТС по подпрограмме 10 ФЦП Мировой океан

 

 

 

Михайлов Н.Н.

ВНИИГМИ-МЦД

МОДЕЛЬ ЕСИМО

 

Рассмотрение модели ЕСИМО связано с формулированием понятийных определений системы и ее основных элементов, назначением связей между ее элементами в общем виде.

Определение ЕСИМО - совокупность связанных системных объектов, несущих и передающих информацию между собой и внешними объектами. Под объектом ЕСИМО понимается проблемно-ориентированный (по функциям или тематической направленности) комплекс средств (информационных, программно-технологисческих, телекоммуникационных, организационных), выделенный (предложенный) из состава информационной системы ведомства(министерства). поддерживаюшего ЕСИМО.

С точки зрения архитектуры ЕСИМО объекты можно рассматривать в качестве узлов системы, обеспечивающих:интеграцию ведомственных информационных систем и прямо (согласно назначенных функций в ЕСИМО) обеспечивающих формирование и поддержание единого информационно-технологического пространства в  области морской среды и информациооное обеспечение морской деятельности.

В организационно-функциональном смысле объект представляет собой организацию (центр) ведомства, выполняющую: 1)заданные (согласованные на уровене ЕСИМО и ведомства) общесистемные функции; и роль связующего звена с соответствующей ведомственной (отраслевой) информационной системой (или ее фрагментом); 2)ведомственные функции с использованием возможностей ЕСИМО.

В зависимости от категорий выполняемых функций объекты могут различаться по содержанию и специфики своей деятельности. Принципиально, функции объектов системы (сотвляющих общий функциональный контур ЕСИМО) могут быть распределены на:

-        обеспечивающие функции;

-        информационно-аналитические функции.

Технологии ЕСИМО развиваются в двух направлениях:

-        создание и оформление стандартов ЕСИМО двух типов: нормативные (правовые и методические) и информационно-технологические (унификация данных, программно-технологическая и телекоммуникационная платформа) стандарты;

-        использование стандартов в качестве среды функционирования, включая разработку приложений на основе стандартов.

Информационный аспект ЕСИМО основывается на применении подхода физически распределенных баз данных с их централизацией на логическом уровне. Информационные океанографические ресурсы и действия (ответственность) по их накоплению и поддержанию распределяются по согласованному перечню. Взаимодействие в области информационных ресурсов осуществляется в заданном правовом поле.


В.М. Веселов

ВНИИГМИ-МЦД

ПРОБЛЕМЫ УНИФИКАЦИИ ДАННЫХ В ЕСИМО

Концепции ЕСИМО предусматривают построение системы на базе существующих ведомственных информационных систем (ВИС). Предполагается существенное развитие ВИС, организация эффективного телекоммуникационного взаимодействия между ними и их частичная интеграция  - создание распределенной базы данных ЕСИМО и информационных технологий работы с такими базами.

Очевидно, что при создании такой системы унификация различных ее компонентов  имеет первостепенное значение. Под унификацией данных в общем случае понимается следующее:

1)      подготовка тезаурусов, словарей терминов и определений, разработка единой системы кодирования,

2)      разработка средств описания структур данных как части платформы интеграции ЕСИМО,

3)      унификация структур данных, способов и средств описания структур в существующих функциональных подсистемах ВИС.

В данном сообщении рассматриваются только вопросы, относящиеся к последнему из этих пунктов.

В ведомственных информационных системах ЕСИМО используются  данные различного вида: фактографические (результаты наблюдений, обобщений и расчетов, данные моделей и т.д.),  текстовые, графические, данные геоинформационных систем и др. В каждом ведомстве применяются свои способы представления этих данных (языки описания данных, форматы). Такое разнообразие существенно затрудняет создание единой системы. Процесс развития ВИС должен идти в направлении разумной унификации и способов представления данных и технологий работы с ними.

Ближайшие шаги работы в сфере унификации данных таковы:

·        составить  общее представление о видах данных, используемых в ведомственных подсистемах ЕСИМО в настоящее время;

·        провести сравнительный анализ способов представления данных (языковых средств, форматов) для каждого из видов данных;

·        осмыслить проблему и, по возможности, предложить пути унификации структур данных на различных уровнях ЕСИМО;

·        подготовить материал для обоснованного выбора унифицированных средств представления данных различного вида на уровне фрагмента системы,  решающего основные задачи интеграции.

Как видно, работа начинается со сбора информации о ситуации с данными в  ВИС. В связи с этим подготовлен и разослан соответствующий список вопросов. Мы надеемся получить развернутые ответы на них в ближайшее время.


А.В.Беспрозванных

ВНИИГМИ-МЦД

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО БАЗОВОМУ ПРОГРАММНОМУ МОДУЛЮ ЕСИМО

 

Подпрограмма создание ЕСИМО основывается на следующих основополагающих решениях:

-          Система должна быть основана на существующих системах информации, их информационных ресурсах по проблемам Мирового океана и имеющихся информационно-технологических средствах.

-          В системе должны использоваться сети распределенных баз данных и распределенная обработка данных.

-          При проектировании должна использоваться архитектура Клиент-сервер.

-          Средства телекоммуникации должна основываться на применение сетей и технологий Интернет и Интранет.

-          При возможности проектные решения должна основываться на стандартах.

Описание компонентов базового программного модуля

Клиент

В основу компоненты Клиент положена идея “Тонкого клиента”. Под “Тонким клиентом” понимается такой компонент, который реализуется на основе широко распространенного программного продукта и служит оболочкой для выполнения клиентского программного обеспечения. При этом пользовательское программное обеспечение автоматически загружается по сети и при необходимости устанавливается на машине клиента.

Web сервер

Web сервер служит для обеспечения взаимодействия клиентского программного обеспечения с серверами приложений и баз данных, а также представления статичной информации в виде HTML страниц и файлов. При этом представление динамичной и статичной информации может осуществляться физически разными серверами с использованием различных платформ и программного обеспечения.

Сервер приложений.

Сервер приложений обеспечивает реальное выполнение запросов пользователей на данные. Для реализации сервера приложений можно также использовать технологию Microsoft в виде ActiveX и технологию Sun- Java Remote Method Invocation (RMI).

Сервер баз данных.

Для обеспечения успешного взаимодействия с сервером приложений на сервер баз данных накладывается ряд ограничений, которые перечислены ниже:

-          Используемая СУБД должна поддерживать язык управления данными SQL стандарта ANSI.

-          СУБД должна иметь средства доступа JDBC или ODBC по протоколу TCP/IP, IPX или NetBEUI.

-          Доступ к измеренным характеристикам должен осуществляться по наблюдениям. Одна строка должна содержать ряд характеристик за указанное время и по одному пункту наблюдения.

-          Ограничения на представление данных в узлах сетки будут выработаны позднее.

-          Каждая запись в базе данных должна иметь уникальный ключ.

-          Все ключевые поля в базе данных должны иметь одинаковые обозначения.

-          Измеренные характеристики могут иметь признак качества и дополнительный определитель. Имя признака качества должно формироваться путем добавления буквы Q в начало имени характеристики, к которой эта характеристика относится. Имя дополнительной характеристики формируется подобным образом путем добавления буквы D. Пример: величина VV, признак качества QVV, дополнительная характеристика DVV.


С.В.Сомов

ВНИИГМИ-МЦД

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА ИНТЕГРАЦИИ

 

В настоящее время практически трудно найти область информационной деятельности в которой бы эффективность и успех дела не определялся наличием и использованием телекоммуникационных систем и технологий.

Сбор данных, доступ к справочным сведениям, обслуживание пользователей (обмен данными, информацией, деловая переписка и т.д.) повсеместно осуществляются на основе использования различных систем телекоммуникаций. Создание “Единой системы  информации о Мировом океане” также возможно только на базе современных информационно технологических решений, основой которых является телекоммуникационная платформа.

 В рамках подпрограммы 10 “ Создание единой системы информации об обстановке в Мировом океане” предусматривается разработка организационных и технических решений создания телекоммуникационной платформы интеграции компьютерных сетей, информационных систем и ресурсов участников ФЦП МО.

Цель – изменение существующей схемы ведения информационной деятельности между участниками проекта (деловая переписка, обмен информацией и данными, доступ к справочным системам, доступ к базам данных и т.д.).

Особенность разработки состоит в том, что она будет направлена, прежде всего, на использование и усовершенствование уже существующих телекоммуникационных возможностей участников проекта и только в некоторых случаях на создание новых элементов сетевой инфраструктуры.

Основные задачи состоят в :

1.                   создании виртуальной компьютерной сети ФЦП МО на базе существующих сетей общего пользования с заданными характеристиками транспортного потока;

2.                   создании интерфейсных узлов с ведомственными, корпоративными и локальными сетями.

В основу разработки будет положен 4-х уровневый принцип организации сети:

1 уровень - центральный коммуникационный узел ФЦП МО;

2 уровень – опорные региональные узлы, расположенные в ведущих организациях проекта, имеющих телекоммуникационные службы;

3 уровень – узлы, обеспечивающие передачу информации от локальных сетей самостоятельных подразделений одной организации или близко расположенных организаций;

4 уровень – узлы, обеспечивающие передачу информации со стороны локальной сети организации или подразделения одной организации в узлы уровней 2 и 3.


В.И.Смирнов

ВНИИГМИ-МЦД

НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ  БАЗА ЕСИМО

 

            1. Правоотношения в ЕСИМО регулируются нормативными правовыми актами, которые относятся к области информационного законодательства. Основными направлениями государственного регулирования в рассматриваемой предметной области являются:

правовой режим деятельности в ЕСИМО;

управление ЕСИМО;

мониторинг обстановки в океане;

информационное обеспечение пользователей;

государственные информационные ресурсы ЕСИМО;

международный информационный обмен и другие

формы международного сотрудничества;

защита информации;

ответственность за нарушения в информационной сфере;

обеспечение устойчивого функционирования ЕСИМО.

            2. В информационной сфере действуют Конституция РФ, законодательные акты, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, акты субъектов Российской Федерации, международные акты. С целью формирования нормативной правовой базы ЕСИМО необходимо осуществить поиск во всех архивах, фондах и базах правовой информации.

            3. Требующейся состав нормативных правовых актов ЕСИМО может быть характеризован с помощью схемы классификации. Эта схема может быть также использована для проведения поиска в массивах нормативных правовых актов. Проект разработанной ВНИИГМИ-МЦД схемы классификации представлен в сообщении. Схема насчитывает около 50 подразделов.

            4. Предлагается следующий порядок построения нормативной правовой базы ЕСИМО:

поиск документов в существующих массивах;

анализ отобранных актов на их взаимную непротиворечивость;

утверждение состава нормативной правовой базы межведомственным органом управления ЕСИМО;

актуализация нормативной правовой базы ЕСИМО;

разработка проектов документов, обеспечивающих единство правового пространства ЕСИМО (нормативных правовых стандартов).

5. В сообщении также характеризуются два других подготовленных ВНИИГМИ-МЦД документа: концепция построения нормативной правовой базы ЕСИМО и методические рекомендации по отбору нормативных правовых актов.

            6. В качестве примера отбора документов приводятся два фрагмента нормативной правовой базы ЕСИМО.


 

Туровцев О.Н.

Гос.НИНГИ МО

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ВОЕННОГО КОНТУРА ЕСИМО”

 

Военный контур представляет собой частьЕдиной системы информации об обстановке в Мировом океане, реализующей единую в государстве технологию сбора, обработки, накопления, хранения и представления данных и информации по акваториям Мирового океана.

Под военным контуром ЕСИМО понимается подсистема  информационного взаимодействия существующих систем навигационно-гидрографического и гидрометеорологического  обеспечения Минобороны России с Единой системой информации об обстановке в Мировом океане, в интересах повышения эффективности обеспечения задач обороны страны данными и информацией о состоянии природной среды океана. Военный контур ЕСИМО базируется на действующих в составе ВМФ центрах сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии Мирового океана. Военный контур ЕСИМО представляет собой совокупность информационных ресурсов, аппаратно-программных и технических средств выделенных центров, организованных по единым с ЕСИМО нормативным и технологическим стандартам для обеспечения непосредственного доступа и представления информации в ЕСИМО различным категориям пользователей ЕСИМО в соответствии с установленным порядком доступа.

Целевое назначение военного контура ЕСИМО состоит в:

1.       Обеспечение решения задач в интересах обороны государства.

2.       Обеспечение безопасности мореплавания и деятельности человека на море.

3.       Информационная поддержка государственных проектов по освоеню Мирового океана.

4. Участие в создании современной информационной системы экологической ситу­ации на акваториях прилегающих к России морей и океанов (с целью пре­дотвращения загрязнений и оценки экологических последствий).

ЕСИМО не подменяет ведомственные системы информационного обеспечения, а военный контур ЕСИМО не подменяет существующие системы гидрометеорологического, навигационно-гидрографического и других видов обеспечения ВМФ и ФПС России информацией о природной среде Мирового океана.

Военный контур ЕСИМОявляется функциональным образованием, его структурные элементы являются самостоятельными субъектами и вступают во взаимодействие между собой и с другими субъектами ЕСИМО на функциональной основе, не предусматривающей административного подчинения, изменения их организационной структуры,  ведомственной принадлежности и их статуса.

Управление военным контуром ЕСИМО осуществляется Министерством Обороны РФ в лице Главного Управления навигации и океанографии МО РФ.

Обеспечение функционального взаимодействия Военного контура с ЕСИМО осуществляется посредством выделенного в Министерстве обороныРФ центра в лице Научно-исследовательского (океанографического) центра Государственного научно-исследовательского навигационно-гидрографического института Министерства обороны, функционально подчиненного ГУНиО МО.

 

Основные задачи, состав и информационная база военного контура ЕСИМО. Основные функциональные задачи военного контура ЕСИМО:

·         Получение отечественных и зарубежных данных и информации о состоянии природной среды Мирового океана, необходимых для гидрометеорологического и иных видов обеспечения обороны страны данными о состоянии природной среды, путем сопряжения с ЕСИМО;

·         Предоставление данных и информационной продукции о состоянии природной среды океана абонентам ЕСИМО в соответствии с условиями и категориями доступа пользователей;

·         Поддержка единых с ЕСИМО нормативных и информационно-технологических стандартов;

·         Реализация функций ведомственных центров сбора и долговременного хранения данных Гидрографической службы ВМФ;

·         Использование данных и информации о состоянии природной среды океана, циркулирующей в ЕСИМО в интересах Минобороны и ФПС России;

·         Реализация функций ведомственных центров в государственных и международных программахизучения океана, а так же в крупных экономических проектах.

В состав военного контура ЕСИМО выделяются ответственные по Министерству обороны центры, осуществляющие сбор, накопление, хранение, обработку и распространение данных и информационной продукции о природной среде Мирового океана в интересах обороны страны.

Информационные ресурсы военного контура включают в себя объекты 3-х классов:

-          Природная среда;

-          Нормативная сфера;

-          Расчетные методы.

В состав класса объектов “природная среда” планируется включить данные по следующим дисциплинам:

-          гидрографическая информация;

-          морская метеорология (набор данных в объеме стандартных судовых метеорологических наблюдений, климатические обобщения по районам и станциям);

-          морская аэрология (вертикальный профиль температуры, влажности воздуха, направления и скорости ветра - судовые наблюдения и результаты обобщений по районам и аэрологическим станциям);

-          ветровое волнение (инструментальные наблюдения и результаты расчета статистических характеристик, результаты моделирования и данные их статистической обработки для отдельных акваторий);

-          ледовые условия (данные инструментальных наблюдений на станциях, в том числе дрейфующих, авиаразведка, космические снимки, обобщенные характеристики сроков ледовых фаз, сплоченности, формы, толщины (возраста), торосистости и других характеристик ледяного покрова);

-          гидрология / гидрохимия (данные наблюдений и обобщенные характеристики температуры, солености воды, косвенно определяемых гидрофизических характеристик, прозрачности воды, содержания кислорода, фосфатов, нитратов, силикатов и др., водородного показателя, гидрофизических неоднородностей в океане);

-          приливо-отливные явления (данные наблюдений, гармонические постоянные приливов, статистические характеристики колебаний уровня в отдельных пунктах, результаты моделирования и их статистической обработки для отдельных акваторий);

-          морские течения (данные наблюдений, климатические характеристики для отдельных точек, результаты моделирования и их статистической обработки для отдельных акваторий);

-          гидроакустика (данные вертикального распределения скорости звука (ВРСЗ), приведенные к характерным горизонтам, результаты типизации и районирования морских акваторий по типам ВРСЗ, осредненные характеристики отражения от поверхности и дна, затухания, рассеяния, шумов естественного происхождения);

-          экология ВМБ (данные наблюдений и обобщения);

-          геофизика (данные гелио-геофизических наблюдений, параметры геомагнитного и гравитационного  полей Земли в океане, результаты морских сейсмоакустических исследований);

-          морская геология, литодинамика (характеристики донных осадков, характеристики изменчивости рельефа дна в прибрежной зоне).

Информационные ресурсы военного контура ЕСИМО относятся к государственным информационным ресурсам о состоянии природной среды Мирового океана и формируются в интересах обороны страны.

 

Порядок аккредитации подсистем Военного контура

Организации, выделенные от Минобороны РФ в ЕСИМО проходят официальную процедуру аккредитации, включающую:

·       представление министерства (ведомства) на дополнение функций выделенных Центров, содержащее сведения о технических и технологических возможностях учреждения, степени защищенности технических и программных средств, профессиональном и кадровом составе подразделений, источниках финансирования деятельности  и другую информацию, подтверждающую способность учреждения осуществлять соответствующие функциональные обязанности (в Миннауки РФ);

·       получение положительного решения и Свидетельства Межведомственной комиссии ЕСИМО об аккредитации Центра в ЕСИМО;

Обязанности НИЦ ГосНИНГИ Министерства обороны по взаимодействию с ЕСИМО созданию и ведению государственных информационных ресурсов включаются в Положение о ведомстве и в Устав организации наряду с другими их функциями.

Выделеннй от Минобороны России НИЦ ГосНИНГИ в военном контуре ЕСИМО должн обеспечить уровень защиты информации в соответствии с требованиями законодательства РФ. Заданный уровень защиты информации обеспечивается государственной системой сертификации технических и программных средств,  предназначенных для защиты информации, в порядке, установленным Законом Российской Федерации “О сертификации продукции и услуг” и государственным лицензированием организаций,  выполняющего работы  в этой области.

Собственник информации  или уполномоченные им юридические лица имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае их невыполнения.

Степень защиты информации, определенная при государственной сертификации выделенных центров, указывается в Свидетельстве об аккредитации центра в ЕСИМО.

Взаимодействие военного контура с субъектами ЕСИМО. Порядок взаимодействия выделенных в состав военного контура ЕСИМО центров сбора, обработки и распространения данных между собой, а так же порядок обеспечения штабов, частей и подразделений Министерства обороны и ФПС России осуществляется установленным порядком.

Общим принципом этого обеспечения является некоммерческое регламентное представление данных и информации на постоянной основе или в режиме ответа на запросы.

Взаимодействие центров военного контура с другими центрами ЕСИМО регламентируется “Положением о ЕСИМО”, а так же “Положением о гидрометеорологическом и геофизическом обеспечении Вооруженных сил и Пограничных войск РФ Федеральной Службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в мирное время”.

Взаимодействие военного контура с центрами ЕСИМО осуществляется по вопросам:

-          сбора, обмена и распространения информации о состоянии океана;

-          изучения океанов и морей в интересах обороны страны;

-          гидрометеорологического обеспечения ВМФ и ФПС России;

-          обеспечения навигационной безопасности мореплавания и других народно-хозяйственных задач данными о состоянии природной среды Мирового океана;

-          кораблестроения и т.п.

Взаимодействие военного контура ЕСИМО с другими ведомственными центрами, входящими в ЕСИМО, осуществляется путем непосредственного обмена океанографической, гидрометеорологической и картографической информацией о состоянии природной среды Мирового океана в соответствии с полномочиями доступа, на компенсационной или договорной основе а так же в рамках совместной научной или научно-технической деятельности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О науке и государственной научно-технической политике”.

При обеспечении крупных экономических проектов, связанных с освоением океана, для сбора посредством ЕСИМО комплексной информации о состоянии природной среды между выделенными ведомственными центрами ЕСИМО могут заключаться дополнительные межведомственные соглашения, регулирующие отношения центров в ходе выполнения работ.

В интересах обороны государства НИЦ ГосНИНГИ МО обладает приоритетом в получении от центров ЕСИМО необходимой информации.

Защита информации и прав субъектов военного контура ЕСИМО. Целями защиты являются:

-          предотвращение хищения, утечки, утраты, искажения, подделки информации;

-          сохранение конфиденциальности документированной информации в соответствии  с законодательством;

-          предотвращение несанкционированных действий, связанных с вмешательством в информационные процессы и системы военного контура ЕСИМО;

-          обеспечение правового режима информационных ресурсов военного контура, как объекта собственности.

        Защите подлежит вся документированная информация, содержащаяся в военном контуре ЕСИМО.

 В общем случае передача информации осуществляется без права ее тиражирования и передачи третьим лицам. Информация военного контура может быть использована для создания производной информации в целях коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Защита авторских прав осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Финансирование разработки, создания и эксплуатации военного контура ЕСИМО. Финансирование разработки и создания военного контура ЕСИМО производится из средств Федерального бюджета в рамках выполнения ФЦП “Мировой океан”.                 Финансирование функционирования деятельности НИЦ ГосНИНГИ МО в составе ЕСИМО производится из средств, выделяемых государством на поддержание ЕСИМО.

 


Опарин А.Б., Егоров С.В.

ГУНиО МО РФ

МЕСТО ЦИФРОВОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО КОНТУРА ЕСИМО

 

За последние годы значительно возросли требования к знанию информации о навигационной обстановке на море в цифровом виде. Это обусловлено развитием и созданием в первую очередь перспективных навигационных комплексов, а также технических средств, для промыслового, торгового флотов являющих потребителями цифровой картографической информации.

Обладая уникальной коллекцией морских навигационных карт, полученных на базе собственного картографического производства и созданных по результатам многолетних систематических исследований Мирового океана, ГУНиО МО уделяет большое внимание представлению тиражированного картографического материала в цифровом виде. За последние годы создана первая коллекция карт в цифре, включающая в себя информацию, соответствующую полной нагрузке карты на бумажной основе.

С практической точки зрения, цифровое картографирование – это системный технологический процесс, объединяющий сбор и обработку цифровых данных о территориальных объектах, формирование на ПЭВМ цифровой модели местности, ее дополнение и обновление с использованием баз данных и получение по этой модели различных аналитических, графических и картографических материалов для конкретного потребителя.

Цифровое картографирование начинается со сбора исходных данных об изучаемом объекте, процессе или явлении.

При обработке исходных данных выделяют 3 основных этапа работ:

1.          - первичная обработка полевых съемочных материалов и данных с целью приведения их к единому стандартному виду;

2.          - создание собственно цифровой модели;

3.          – преобразование цифровой модели в собственно цифровую карту в заданных системе условных знаков (легенда), математической основе (проекция) и масштабе.

В настоящее время основными элементами развития цифровой картографии является:

-             совершенствование технологии формирования составительских оригиналов морской навигационной карты в цифровом виде;

-             разработка и усовершенствование требований построения цифровых карт как фундамента для дальнейшего построения и развития ГИС-проекта: разработка стандартов на классификацию и кодирование картографической информации, внутреннюю организацию (классификацию) географических данных;

-             совершенствование программного продукта для улучшения качества морской навигационной карты: использование современных технологий и пакетов прикладных программ (технологии ESRI (ARCINFO), пакет интеллектуальной векторизации Easy Trase 6.0 и других);

-             разработка требований к аппаратным средствам для производства цифровых карт, создание автоматизированного рабочего места (АРМа) на основе ГИС, ориентированного на технологию сбора, хранения и упорядочивания географической информации;

-             согласование на международном уровне перехода к изданию морских карт всеми странами в единой всемирной геодезической системе координат;

Исходя из требований потребителей, сведения о наличии цифровой картографической информации на различные районы Мирового океана целесообразно представить в виде информационного блока в системе военного контура ЕСИМО.


Е.С.Нестеров

Гидрометцентр России

 “РАЗВИТИЕ ПОДСИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

(ПРОЕКТЫ 11 И 14 ПОДПРОГРАММЫ ЕСИМО)

 

        Для модернизации системы оперативного обслуживания морской деятельности необходимо провести анализ требований, предъявляемых различными группами потребителей к информации (ассортимент, география, пространственно-временное разрешение, точность, заблаговременность, способ представления и т.д.). Это позволит выявить приоритетные направления развития системы.

         Ядром системы должен стать автоматизированный информационно-вычислительный комплекс оперативного диагноза и прогноза основных параметров состояния океана и морей, включающий: 1) систему обеспечения наблюдательной информацией; 2) систему реализации математических моделей для диагноза и прогноза состояния морской среды; 3) систему поддержки и распространения расчетной продукции.

         В качестве основной входной информации должны использоваться данные оперативной наблюдательной системы, распространяемые через каналы Глобальной системы телесвязи ВМО, а также информация космической подсистемы наблюдений за океаном.

         В расчетно-модельный блок предполагается включить глобальные модели циркуляции атмосферы и океана, ветрового волнения, а также модели для расчета основных параметров состояния морской среды( течения, уровень моря, температура, соленость), реализованные для морей России.

         Для распространения получаемой продукции предусматривается использование локальных сетей, сети ИНТЕРНЕТ, электронной почты и т.д.

 

 


Е.Д.Вязилов

ВНИИГМИ-МЦД

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ “ИНТЕГРАЦИЯ, ВЕДЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОБ ОБСТАНОВКЕ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОБСТАНОВКЕ В МИРОВОМ ОКЕАНЕ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, БЕЗОПАСНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

Рассматривается краткая история развития централизованной и децентрализованной системы сбора и обработки океанографических данных. (1957 - создание Мировых центров данных, 1964 - создание централизованной системы сбора океанографических данных в ГУГМС, 1972 - создание системы ведомственных центров данных, 1980 - попытка создания межведомственного НЦОД, 1985-1995 - разработка ГАСОИ, 1997 - начало разработки ЕСИМО).

Приводятся недостатки централизованной системы (мала оперативность доведения, имеется дублирование занесения данных на технический носитель, замкнутость фондов данных в пределах одной отрасли, отсутствие справочной службы для всей системы, длительные сроки поиска информации, сведения о данных разобщены по нескольким справочным базам данных, при проектировании систем мало используется типовых проектных решений) и преимущества распределенных систем баз данных (неявность адресации и тиражирования, независимость от конфигурации, использование неоднородных СУБД, тиражирование данных, расчленение базы данных, фрагментация данных).

Предлагаются принципы интеграции (использование централизованного фонда метаданных, разработка единой классификации данных, применение общих кодификаторов, объединение в одной схеме различных типов данных – текстовых, фактографических, пространственных и видов данных – океанография, метеорология и др., использование WEB технологий); направления интеграции (формирование баз метаданных, развитие классификации и кодов, формирование баз НТИ, нормативной и другой информации, создание Web-сервера ЕСИМО и средств удаленного доступа к метаданным, создание интегрированной базы данных).

Кратко рассматриваются этапы и стадии работ по созданию баз метаданных, баз документальной информации, интегрированной базы данных, сервера ФЦП “Мировой океан”.


И.П.Кузьминых

ЦКБ ГМП

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ ПОРАЗВИТИЮ СПЦ РОССИИ

 

Принципы построения и развития СПЦ:

·      Единая методология, аппаратно-программная и информационно-вычислительная база.

·      Интегрированность должна обеспечивать совместимость информационных технологий, сетевых протоколов и т. п. с наиболее развитыми СПЦ зарубежных стран.

·      Многофункциональность сетей получения информации.

·      Непрерывность развития - система развивается в рамках уже действующей оперативной службы цунами, при этом полученные аппаратно-программные решения внедряются в практику работы СПЦ немедленно, не ожидая завершения реализации всего проекта в целом.

·      Функциональная завершенность - в каждый момент времени система должна безусловно обеспечивать своевременное и надежное предупреждение о цунами.

·      Открытость - должно обеспечиваться внедрение в практику работы новых методов, средств и технологий без пересмотра уже полученных проектных решений.

·      Система должна развиваться, в первую очередь, на базе современных наукоемких технологий , средств и методов.

Общие решения по СПЦ в целом:

·      СПЦ России функционирует на трех уровнях: федеральном, территориальном и местном.

·      На территориальном уровне СПЦ состоит из трех фрагментов в Сахалинской, Камчатской областях и Приморском крае. В перспективе - создание еще одного фрагмента - в Корякском АО.

·      Для обеспечения своевременного и надежного предупреждения о цунами от местных землетрясений, когда участок побережья и прилегающей акватории охватываются очаговой областью, предусматривается создание локальных систем раннего обнаружения и предупреждения о цунами, в первую очередь, в пп. Северо-Курильск, Усть-Камчатск. Основы построения таких систем разработаны в предшествующих работах ИВТ СО РАН, ИМГ и Г ДВО РАН.

Сейсмическая подсистема:

Сейсмическая подсистема СПЦ России полностью базируется на соответствующих сетях и центрах ГС РАН. Сейсмическая подсистема СПЦ включает в себя:

à локальные телесейсмические сети с вынесенными необслуживаемыми    датчиками и центрами сбора и обработки данных в режиме, близком к    реальному времени, в пп. Петропавловск-Камчатский, Усть-Камчатск, Южно-  Сахалинск; при этом обеспечивается определение цунамигенности и параметров землетрясений по группе станций;

à сейсмические станции оснащенные широкополосными цифровыми    сейсмометрами, аппаратно-программными комплексами для автоматической  и интерактивной обработки сейсмограмм и определения параметров землетрясений, в пп. Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Северо-Курильск, Малокурильское, Курильск, Никольское, Усть- Камчатск;

à современные средства и связные технологии для обеспечения оперативного  взаимодействия с центрами СПЦ.

Гидрофизическая (уровенная) подсистема:

·      Обеспечиваются инструментальные дистанционные  наблюдения за уровнем моря в береговой зоне для обнаружения волн цунами.

·      Эти наблюдения обеспечиваются на базе двух регистраторов, предоставляемых МОК ЮНЕСКО, а также дистанционных  телеметрических регистраторов цунами, создаваемых в рамках ФЦП “Мировой океан”

·      Пункты уровенных наблюдений размещаются, в первую очередь, в пп. Усть-Камчатск, Никольское, Петропавловский маяк, Северо-Курильск, Малокурильское, Южно-Курильск, Преображение, Рудная пристань.

Центры СПЦ: Полный перечень проектных решений по центрам СПЦ разрабатывается на стадиях эскизного и технического проектирования СПЦ (1999 и 2000 гг. соответственно). Предварительные проектные решения следующие. Аппаратно-программные комплексы (АПК) и информационно-вычислительные технологии. Укрупненный перечень функций и задач, реализуемых АПК на базе информационно-вычислительных технологий, следующий:

·        прием данных из каналов связи и ввод в СВТ;

·        обработка данных от сетей сейсмологических и уровенных наблюдений;

·        анализ ситуации, принятие решений об угрозе цунами для пунктов побережья;

·        формирование и передачу в каналы связи сигналов и сообщений об угрозе цунами.

·        АПК строятся на базе решений, полученных в 1995-1998 гг. и апробированных в центрах СПЦ. АПК включают: локальные сети ПЭВМ; аппаратуру и средства для выхода в распределенные сети ЭВМ; аппаратуру сопряжения с каналами связи, в т.ч., спутниковыми; аппаратуру гарантированного питания.

            Информационно-вычислительные технологии обеспечивают современный уровень обработки данных, анализа ситуации и информационной поддержки принятия решений и базируются, в первую очередь, на геоинформационных технологиях и экспертных базах данных для оперативного прогнозирования цунами (их элементы на базе ГИС MAPINFO уже апробированы в Камчатском фрагменте системы).

Комплексы в составе АПК для моделирования распространения цунами. Создается комплекс методов, алгоритмов и программ для прямого моделирования очага возмущения, распространения волн цунами.

            Предвычисляются кинематические и динамические характеристики цунами, производится оценка степени опасности цунами для пунктов побережья на основе численных алгоритмов, вычислительных экспериментов, развитие конечно-разностных методов с учетом процессов трансформации длинных волн, реального рельефа дна, воздействия длинных волн на динамику  свободной поверхности акваторий и т.п.

Средства и технологии для обеспечения оперативного взаимодействия центров СПЦ с территориальными структурами МЧС России, ГС РАН. Реализуются на основе сетей, обеспечивающих обмен данными в режимах, близких к реальному времени (сети ПЭВМ-ПЭВМ, прямые каналы связи).

Средства и технологии для обеспечения обмена данными с центрами СПЦ зарубежных стран. Строятся на основе сетей Internet, сетей ГСТ ВМО, спутниковых каналов связи (GMS, Inmarsat и т. п.)

Обеспечивается интеграция аппаратно-программных средств, информационно-вычислительных  и связных технологий в единые работоспособные комплексы.

Предложения по организации работ: В части организационно-управленческих решений представляется необходимым  создание специального рабочего органа, выполняющего следующие функции и работы:

1.    Организационно-техническое руководство центрами и станцией цунами в Камчатском, Сахалинском, Приморском УГМС, формирование заданий, планов (программ) по восстановлению и развитию СПЦ.

2.    Обеспечение внедрения единых программ и автоматизированных технологий, обеспечивающих функционирование СПЦ России, в Камчатском, Сахалинском, Приморском УГМС.

3.    Обеспечение функционирования и развития службы предупреждения о цунами России путем координации работ служб Министерств и ведомств, обеспечивающих функционирование СПЦ России, взаимодействия с национальными службами предупреждения о цунами стран Тихоокеанского региона.

4.    Выполнение функций специализированного отраслевого центра Росгидромета по службе цунами России.


Моисеенко Г.С.

ВНИРО

КРАТКИЙ ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ 23 "СОЗДАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ ПОСОБИЯ "БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ МИРОВОГО ОКЕАНА".

 

Эскизный проект электронного справочного пособия (ЭСП) разработан исходя из требований технического задания. Информационную основу ЭСП составляют непрерывно пополняемые базы данных в предметной области деятельности по изучению и освоению биологических ресурсов Мирового океана. Данные помещаются в СУБД Oracle7, что позволяет эффективно работать с информацией и контролировать доступ к ней. Вторым компонентом ЭСП являются средства анализа и визуального представления данных, которые реализуются с помощью многофункциональной географической информационной системы (ГИС) ArcView GIS версии 3.1. В настоящее время созданы и находятся в стадии наполнения информацией следующие тематические базы данных:

Базы данных о прогнозах допустимых уловов и статистических сведениях о фактических уловах промысловых рыб, добыче беспозвоночных, морских млекопитающих и водорослей в исключительной экономической зоне России, открытых районах Мирового океана, в экономзонах иностранных государств, с которыми Россия имеет межгосударственные соглашения по рыболовству; базы данных о деятельности рыболовного флота России во всех  районах промысла; базы данных тематических слоев в формате ГИС ArcView по пространственному распределению вылова основных объектов промысла.

В ГИС данные представляются в виде графических объектов - слоев, что позволяет создавать сложные комплексные проекты исходя из конкретной решаемой задачи. При этом, проект может содержать большое количество заранее подготовленных данных, процессом включения и исключения которых может управлять конечный пользователь. Несколько слоев являются постоянными и выполняют роль географической основы проекта и ЭСП в целом. Среди них: Море - полигональный слой, выполняющий роль подложки; Суша - полигональный слой, граница которого представляет береговую линию;  Географическая сетка 1х1 градус - линейный слой; Географическая сетка 5х5 градусов - линейный слой; Изолинии глубин - линейный слой; Границы зон промысла - линейный слой; Границы зон промысла - полигональный слой. Тематические слои, активизируемые по мере необходимости, подразделяются на постоянные, с заранее подготовленными атрибутивными таблицами (например, многолетние данные по прогнозам добычи биоресурсов или данные по фактическим выловам определенных видов), или временные, формируемые в результате выборки из таблиц, находящихся в СУБД Oracle7 или в файлах формата Dbase. Примером может служить слой точечных объектов, образованный в результате выборки судов, занимавшихся промыслом заданного вида рыб в заданной акватории в заданный промежуток времени. Такие слои обладают дополнительной защищенностью, так как ГИС сохраняет ссылку на запрос, а сами данные хранятся в СУБД и динамически подгружаются при открытии проекта. Все вышеперечисленные слои являются векторными. Кроме векторных, в ЭСП используются и растровые данные. Они представляют собой результаты расчетов суммарных характеристик деятельности добывающего флота и представление их в виде полигонов с выделением градаций различными цветами. Например, функции распределения годового (сезонного, месячного, декадного) вылова определенного объекта по определенной акватории. Растровые данные готовятся с помощью модуля расширения Spatial Analyst и жестко привязаны к тому типу проекции, в которой они построены.

Создан проект ГИС, постоянные векторные слои готовы, за исключением слоя изолиний глубин. Имеются проблемы с получением цифровой карты Баренцева моря от ГУНИО. Тематические базы данных за 1995 - 1999 годы созданы, на их основе ведется разработка и подготовка тематических слоев ГИС.


Михайлов Н.Н.

ВНИИГМИ-МЦД

О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ ПРОДУКЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДПРОГРАММЫ10 В 1999 ГОДУ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРИЕМО-СДАТОЧНЫХ РАБОТ

 

1. Продукция разработки ЕСИМО в 1999 году

 

По итогам 1999 года осуществляется подготовка научно-технической продукции двух категорий:

-        сводная  научно-техническая продукция;

-        продукция, получаемая по отдельным проектам НИОКР.

 

1.1. Сводная научно-техническая продукция

-        Общий информационный отчет по проектам, скомплектованным по направлениям 1 – 6 подпрограммы 10;

-        Информационно-методические материалы (буклет ЕСИМО, демо-версия ЕСИМО, Кто есть кто в ЕСИМО, Концепция ЕСИМО);

-        Комплект научно-методической продукции с результатами проектирования ЕСИМО в 1999 году (Обзоры Анализ инфраструктуры создания ЕСИМО”, Системный проект ЕСИМО).

 

1.2. Продукция, получаемая по отдельным проектам НИОКР

 

Продукция состоит из комплекта научно-методической, информационно-технологической и другой продукции, определяемой Техническим заданием и Техническими требованиями Росгидромета по проекту.

Наиболее значимые результаты работ по проекта и подлежащие применению в других проектах НИОКР подпрограммы и внедрению для внешнего использования переоформляются в течении 1 - го квартала 2000 года.

 

2. Порядок сдачи-приемки результатов работ по ЕСИМО в 1999 году

 

Сдачу-приемку результаты работ по проектам НИОКР 1999 года предлагается осуществлять по 3-м уровням;

1-уровень – сдача-приемка результатов НИОКР ВНИИГМИ-МЦД исполнительной дирекции подпрограммы ( срок: после 10 февраля 2000 г.);

2-уровень - сдача-приемка результатов НИОКР организациями-головными исполнителями  проектов НИОКР  комиссии, назначаемой директором ВНИИГМИ-МЦД по согласованию с исполнительной дирекцией подпрограммы (срок: январь 2000 г):

3-уровень - сдача-приемка результатов НИОКР по отдельным проектам организациями-соисполнителями проектов (срок: 15 декабря 1999 –10 января 2000 г.) .

 


А.А. Воронцов

ВНИИГМИ-МЦД

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕМОВЕРСИИ И ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ В 1999 Г. НА ПРИМЕРЕ БАРЕНЦЕВА МОРЯ

 

Демо-версия результатов работ по ЕСИМО в 1999 г. (демо-версия ЕСИМО) предназначена для: демонстрации:

·        Общих подходов к построению ЕСИМО;

·        Возможностей системы по завершению разработки ее первой очереди в 2002г.;

·        Результатов разработки в 1999 году.

Демо-версия ЕСИМО реализуется:

·        В виде web-страницы с применением программного комплекса Sierra с подключением текстово-графической информации, ppt-файлов и клипов (Avi, Mpeg) небольшого объема. Все разделы (подразделы) демо-версии и  переходы (просмотры, назначение критериев и др.) Будут иметь единые интерфейсные решения (цвет, размещение кнопок, реакции и др.);

·        С активизацией в отдельном окне общего меню демо-версии интерактивной работы пользовательских программных приложений, коммерческих систем и программных продуктов (типа Оracle, Аrcview и т.д.).

            В демо-версии предполагается решить ряд задач:

·        Предоставление кратких сведений в текстово-графическом и клиповом виде о ЕСИМО (концепция, стратегия разработки, информационные ресурсы, информационные технологии, продукция ЕСИМО)

·        Имитация доступа к интегрированному распределенному информационному фонду ЕСИМО - поиск, получение сведений о данных по разным центрам и учреждениям, просмотр готовой информационной продукции;

·        Запуск макетных образцов электронных режимно-справочных пособий и атласов.

·        Имитация решения специализированной задачи гидрометеорологического обеспечения мореплавания  - поиск, отбор данных, проведение статистических расчетов по заданной номенклатуре, расчет и прогноз г/м характеристик.

Материалы (фактографические, текстово- графические, пространственные данные, демо-версии программных приложений), предоставляемые для включения в демо-версию, должны соответствовать требованиям по представлению материалов для демо-версии результатов работ по ЕСИМО в 1999 г.

Наиболее общие требования, относящиеся ко всем представляемым материалам:

Материалы, представляемые для включения в демо-версию 1999 г., должны полностью соответствовать утвержденным планам работ этого года;

Все материалы должны сопровождаться понятной пояснительной запиской.

            Программные приложения:

Электронные атласы и демо-версии электронных режимно-справочных пособий передаются на магнитных носителях ПЭВМ в 2-х экземплярах, либо помещаются на FTP-сервер и сообщается адрес нахождения. Обязательно указание на стандартные средства просмотра атласов или передача собственных средств просмотра.

Небольшие по объему программные приложения передаются на магнитных носителях ПЭВМ в 2-х экземплярах, либо предаются электронной почтой.

            Фактографические данные:

Фактографические данные на технических носителях как один из основных результатов года передаются электронной почтой (небольшие объемы) или на 3” дискетах в 2-х копиях. Все предоставляемые данных должны сопровождаться описанием формата.

Метаданные, подготовленные в текущем году, передаются в полном объеме для размещения в демо-версии во всей полноте.

Данные (наблюденные, расчетные, модельные) передаются в полном объеме, в соответствии в планами. При этом, в демо-версию может помещаться только фрагмент этих данных.

Сеточные данные для демонстрации подготавливаются в виде линейных ASCII-файлов (одна запись – порядковый номер, широта, долгота, значение параметра; координаты заносятся в виде градусы и доли градуса).

Текстово-графические данные:

Табличные данные передаются в виде простых таблиц без вертикальных разделителей псевдографики как ASCII- или ANSI-файлы.

Текстовые материалы передаются в виде ASCII- или ANSI-файлов. Таблицы и рисунки к тексту передаются в виде отдельных файлов. На используемые таблицы и рисунки в тексте дается ссылка.

Графические материалы передаются в виде BMP-, TIF- или JPG-файлов для экрана размером 800х600; цвет: 64К, TrueColor или 256.

            Пространственные данные:

Топооснова готовится для Печорского моря масштабом 1: 2000000 и – для отдельных участков моря -  1:200000 в виде покрытий ArcInfo (береговая черта, изолинии рельефа дна, отметки глубин дна, населенные пункты, рельеф местности, внутренние водоемы, административные границы, авто- и железные дороги).

Тематические карты (пространственное распределение гидролого-гидрохимических, метеорологических, геофизических, биологических и др. характеристик) могут быть переданы в виде покрытий ArcInfo или SHP-файлов.


Т.И. Серебренникова

ВНИИГМИ-МЦД

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ПРОЕКТ)

 

Необходимость создания Словаря терминов и определений продиктована  тем, что проект ЕСИМО имеет межведомственный характер и его успешное выполнение в некоторой  степени зависит  от  взаимопонимания между  соисполнителями.

Первый вариант словарь состоит из двух частей: 1-я часть включает  320 терминов и определений   по гидрометеорологии и смежным областям; 2-я часть – 187 терминов и определений из области вычислительной техники и информатики. При составлении словаря были использованы федеральные законы по различным областям деятельности,  справочные и методические пособия.

Окончательный вариант словаря будет сформирован после обработки замечаний, предложений и дополнений всех участников подпрограммы 10 ЕСИМО.