1.1. В этом разделе представлена Концепция правовых отношений в ЕСИМО, являющаяся первой попыткой непротиворечиво описать правовые отношения, которые возникают при создании и организации функционирования Единой общегосударственной системы информации об обстановке в Мировом океане (далее ЕСИМО). Концепция основывается на Федеральных законах “Об информации, информатизации и защите информации”, “О гидрометеорологической службе”, “Об участии в международном информационном обмене”, других Федеральных законах, Указе Президента Российской Федерации от 17.01.97 г. № 11 “О Федеральной целевой программе "Мировой океан”, других законодательных актах.
Рассматриваемые в Концепции положения распространяются на всех участников деятельности в ЕСИМО. В тех случаях, когда нормативные правовые акты министерств и ведомств - участников деятельности в ЕСИМО вступают в противоречие с настоящей Концепцией, предпочтение отдается положениям Концепции.
Материал Концепции предназначается для использования при разработке нормативных правовых актов, обеспечивающих создание и функционирование ЕСИМО.
1.2. В настоящей Концепции используются сформулированное в разделе 3 определение ЕСИМО, введенные там же термины единое информационное пространство ЕСИМО, единое правовое пространство ЕСИМО, участники деятельности в ЕСИМО, а также следующие термины:
· информация общего назначения – информация о фактической и прогнозируемой обстановке в Мировом океане, полученная и обработанная в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти и предоставляемая пользователям бесплатно. Перечень информации общего назначения утверждается Правительством Российской Федерации;
· специализированная информация – это информация, которая предоставляется по заказу пользователя и за счет его средств;
· работы федерального назначения - работы в ЕСИМО по предметам ведения Российской Федерации.
1.3. Целью создания ЕСИМО в соответствие с концепцией Федеральной целевой программы “Мировой океан” является:
· повышение эффективности управления деятельностью по изучению Мирового океана, мониторингу его состояния и использованию его ресурсов;
· совершенствование обеспечения пользователей информацией об обстановке в Мировом океане в оперативном и неоперативном режимах;
· повышение надежности хранения и защиты государственных ресурсов информации об обстановке в Мировом океане.
1.5. Достижение целей ЕСИМО осуществляется путем развития двух ее составляющих: общесистемной и ведомственной.
К общесистемным относятся следующие основные направления деятельности ЕСИМО:
· развитие и поддержание на современном уровне организационной, нормативно-методической, нормативной, правовой, метрологической, информационно-лингвистической, технологической и телекоммуникационной базы ЕСИМО, сертификация продукции и услуг;
· создание новых технических средств наблюдений за природной средой и искусственными объектами в Мировом океане;
· организация внутрисистемного и развитие межведомственного и международного обмена информацией об обстановке в Мировом океане;
· создание единого информационно-технологического пространства о природной среде и искусственных объектах в Мировом океане;
· формирование и ведение государственных информационных ресурсов по всей предметной области ЕСИМО;
· создание и распространение новых видов информационной продукции и услуг в объемах и номенклатуре, отвечающих требованиям по информационному сопровождению подпрограмм ФЦП “Мировой океан” и информационной поддержки принятия решений в хозяйственной, военной, научной и иных сферах деятельности;
· разработка и реализация эффективных схем управления данными в региональных и глобальных системах мониторинга состояния морской природной среды и ее загрязнения, крупномасштабных отечественных и международных программ по изучению Мирового океана;
· защита информации и обеспечение устойчивого функционирования ЕСИМО в особый период и в экстремальных условиях.
К ведомственным относятся направления деятельности министерств и ведомств России по производству наблюдений, сбору, обработке, накоплению, долговременному хранению и распространению информации об обстановке в Мировом океане в связи с выполнением их уставных обязательств. Ведомственные функции реализуются ведомственными организациями, входящими в состав ЕСИМО, в соответствии с принятым порядком на новой технологической базе ЕСИМО.
2. Организационная структура ЕСИМО
2.1. ЕСИМО представляет собой распределенную информационную систему и создается на основе существующих наблюдательных сетей, информационных ресурсов, научно-производственных и организационных структур участников деятельности в ЕСИМО посредством их развития и интеграции.
2.2. К базовым ведомствам – участникам деятельности в ЕСИМО относятся министерства и ведомства, специализирующиеся на производстве наблюдений, сборе, обработке, анализе, хранении и распространении информации об обстановке в Мировом океане по закрепленным за ними дисциплинам:
· Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, – физика и химия океана; загрязнение океанов и морей; спутниковые данные; результаты глобальных и региональных программ и проектов исследования Мирового океана; стихийные гидрометеорологические явления;
· Комитет Российской Федерации по рыболовству, – морская биология;
· Министерство природных ресурсов, – морская геология и геофизика;
· Федеральная служба России по геодезии и картографии, – гравиметрия;
· Министерство обороны Российской Федерации, – информация в интересах ВМФ России;
· Государственный комитет по охране окружающей среды Российской Федерации, – экологическая информация о Мировом океане;
· Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, – информация об авариях и катастрофах природного и техногенного происхождения;
· Российская Академия наук, – физико-математические модели океана и атмосферы.
Ряд других министерств и ведомств участвуют в ЕСИМО посредством обеспечения функционирования и развития ее элементов. К ним относятся:
· Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ);
· Министерство экономики Российской Федерации;
· Министерство науки и технологий Российской Федерации;
· Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;
· Российское космическое агентство;
· Министерство высшего образования России.
Базовые министерства и ведомства обеспечивают в соответствии с закрепленными за ними видами информации выполнение функций по производству наблюдений, сбору, обработке, анализу и предоставлению пользователям информационной продукции и услуг, международный информационный обмен с соблюдением принятых системных соглашений.
2.3. Координацию работ по обеспечению функционирования ЕСИМО, разработке, поддержанию в рабочем состоянии и развитию общесистемных элементов ЕСИМО осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидромет). Росгидромет и другие ведомства - участники деятельности в ЕСИМО взаимодействуют по вопросам ЕСИМО с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При Росгидромете в качестве совещательного органа создается межведомственный координационный совет ЕСИМО (МКС ЕСИМО), решения которого реализуются приказами Росгидромета.
Положение о координационном свете ЕСИМО и его персональный состав утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях практической реализации общесистемных функций МКС ЕСИМО определяет головную организацию ЕСИМО, положение о которой утверждается Росгидрометом .
2.4.
Координация осуществляется по
следующим основным направлениям
деятельности ЕСИМО:
·
лицензирование
деятельности в ЕСИМО, аккредитация Центров
ЕСИМО;
·
обеспечение
единства измерений, стандартизация,
метрология;
·
организация
внутрисистемного, межведомственного и
международного обмена информацией;
·
создание
и ведение каталогов ЕСИМО;
·
создание
и ведение государственных ресурсов
информации об обстановке в Мировом океане;
·
создание
и ведение баз и банков данных нормативно-методических,
нормативных правовых документов и других
специализированных баз и банков данных;
·
развитие
и поддержание на современном уровне систем
телекоммуникации, общесистемного
программного обеспечения, технологической
базы ЕСИМО;
·
сертификация
продукции и услуг;
·
защита
информации;
·
участие
в схемах управления данными региональных и
глобальных систем мониторинга окружающей
природной среды, ее загрязнения,
крупномасштабных отечественных и
международных программах по изучению
Мирового океана;
·
информационное
сопровождение программ и проектов
исследования и практического
использования океанов и морей;
·
коммерциализация
деятельности ЕСИМО;
·
обеспечение
устойчивого функционирования ЕСИМО в
особый период и в экстремальных ситуациях;
·
создание
единого информационного
пространства, общего правового поля
ЕСИМО;
·
документирование
информации.
3. Правовой режим деятельности
3.1. Деятельность в ЕСИМО осуществляется на основе лицензий. Виды лицензируемой деятельности и порядок выдачи лицензий определяется законодательством России.
3.2. Предприятия, организации, учреждения министерств и ведомств, другие юридические лица - участники деятельности ЕСИМО выполняют функции, закрепленные за ними их Уставами. Специально выделенные организациями (далее - Центры ЕСИМО) выполняют дополнительно общесистемные функции. Перечень общесистемных функций определяет межведомственный орган управления ЕСИМО.
Юридические лица - претендующие на статус Центра ЕСИМО обязаны пройти процедуру государственной аккредитации. Порядок и сроки прохождения аккредитации утверждаются Правительством Российской Федерации. Центры ЕСИМО имеют преимущественное право в использовании ресурсов ЕСИМО. Предоставляемая центрами ЕСИМО информация имеет статус официальной информации.
3.3. Центры ЕСИМО руководствуются в своей работе законодательством России, Положением о ЕСИМО, ведомственными нормативными правовыми актами.
Федеральные и отраслевые центры научно-технической информации министерств и ведомств - участников деятельности в ЕСИМО руководствуются в своей работе законодательством России в области библиотечного дела, основами законодательства Российской Федерации об архивном фонде и архивах, Положением о государственной системе НТИ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г № 950.
3.4. Участники деятельности в ЕСИМО взаимодействуют с другими отечественными информационными системами на основе разграничения полномочий и регламентированного обмена информацией в соответствии с законодательством России. Взаимодействие с международными информационными системами осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.
3.5. Министерства и ведомства - участники деятельности в ЕСИМО, руководящие органы ЕСИМО принимают организационные и технические меры обеспечения устойчивости ее функционирования в особый период и при чрезвычайных ситуациях, в том числе создание запасных маршрутов поступления и распространения данных наблюдений и информационной продукции, обеспечение взаимозаменяемости Центров ЕСИМО, дублирование части государственных ресурсов информации о Мировом океане.4. Государственные ресурсы информации об обстановке в Мировом океане
4.1. Данные наблюдений о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, произведенная на их основе продукция и другая информация об обстановке в Мировом океане, полученные и оплаченные за государственный счет, образуют государственные ресурсы информации о Мировом океане (далее ГРИМО). Порядок формирования ГРИМО и предоставления их пользователям определяется законодательством России.
4.2. Согласно ст. 8 Федерального закона “Об информации, информатизации и защите информации” граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию центрам ЕСИМО, ответственным за формирование и использование ГРИМО.
Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правительство Российской Федерации.
4.3. ГРИМО состоят из данных океанологических наблюдений, произведенной на их основе информационной продукции, нормативно методических документов, нормативных правовых актов, научно-технической и другой информации по направлениям деятельности базовых министерств и ведомств ЕСИМО.
Состав и структура документированной информации об обстановке в Мировом океане, порядок ее комплектования, учета, хранения и использования, порядок создания государственных фондов данных определяются Положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В состав ГРИМО включается только информация, документированная в соответствии с требованиями ЕСИМО.
Министерства и ведомства - владельцы ГРИМО обеспечивают их гарантированное хранение и защиту.
4.4. Защита информационных ресурсов ЕСИМО должна предусматривать защиту от старения, порчи или утраты по причине неудовлетворительных условий хранения, стихийных бедствий, умышленной порчи или кражи, несанкционированного доступа и других возможных причин.
5.1. На основании законодательства Российской Федерации информация об обстановке в Мировом океане объявляется открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной к категории ограниченного доступа (секретной или конфиденциальной). Отнесение информации к государственной тайне или конфиденциальной осуществляется министерствами и ведомствами - участниками деятельности в ЕСИМО в соответствии с законодательством России.
5.2. Предоставление пользователям ЕСИМО информационной продукции и услуг регулируется законодательством России, Положением о ЕСИМО и нормативными правовыми актами, принимаемыми министерствами и ведомствами, другими собственниками и владельцами информации в соответствии с их компетенцией. Основополагающим принципом является поддержание свободного и безвозмездного обмена всеми видами информации общего назначения между центрами ЕСИМО, предоставление пользователям информационной продукции и услуг общего назначения на бесприбыльной основе.
5.3. Информационная продукция и услуги, предоставляемые Центрами ЕСИМО, должны соответствовать государственным стандартам и требованиям общесистемных нормативно-методических документов.
5.4. Информационная продукция и услуги ЕСИМО предоставляются безвозмездно, с частичной компенсацией затрат на их производство и доставку, на бесприбыльной основе, а также на основе договоров и соглашений. Условия информационного обеспечения изменяются в зависимости от вида предоставляемой информации и услуг и категории пользователя.
5.5. Безвозмездно предоставляются:
· справочная и рекламная информация – всем категориям пользователей;
· общесистемная информация, включая данные наблюдений за обстановкой в Мировом океане, – всем Центрам ЕСИМО. Перечень общесистемной информации утверждается Росгидрометом по представлению МКС ЕСИМО;
· информация, переданная ее собственниками и владельцами для формирования государственных информационных ресурсов – поставщикам этой информации;
· информация общего назначения и экстренная информация при чрезвычайных ситуациях – органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Расходы на бесплатные или не полностью оплачиваемые пользователями продукцию и услуги ЕСИМО компенсируются из средств федерального бюджета. Перечни продукции и услуг общего назначения утверждаются Правительством Российской Федерации.
5.6. Другим пользователям информация общего назначения предоставляется на условиях компенсации затрат на оказание услуги (на ее подготовку, копирование и передачу информации по сетям электронной и почтовой связи).
5.7. Специализированная информация предоставляется пользователям Центрами ЕСИМО в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на информационное обеспечение. Расценки на продукцию и услуги определяются министерствами и ведомствами - их производителями на основании общих методик и по согласованию с МКС ЕСИМО.
5.8. Предоставление информации ЕСИМО Вооруженным Силам Российской Федерации определяется специальными соглашениями министерств и ведомств – участников деятельности в ЕСИМО и Вооруженных Сил Российской Федерации об их информационном обеспечении.
5.9. Условия предоставления и использования информации ЕСИМО, отнесенной к государственной тайне или конфиденциальной информации, определяются Законом Российской Федерации “О государственной тайне” и другими законодательными актами Российской Федерации.
5.10. Порядок и условия предоставления информации ГРИМО для обеспечения функционирования международных глобальных и региональных информационных систем, в том числе порядок и условия передачи за рубеж в реальном масштабе времени данных наблюдений об обстановке в Мировом океане, определяются международными договорами и соглашениями, в которых участвует Российская Федерация, а также Федеральным законом “Об участии в международном информационном обмене”. Международный информационный обмен ведется базовыми министерствами и ведомствами по закрепленным за ними видам информации при координирующей роли Росгидромета.
5.11. Порядок предоставления информации зарубежным пользователям определяется специальной инструкцией, согласованной с министерствами и ведомствами - участниками деятельности в ЕСИМО и утвержденной Росгидрометом.
Материалы, содержащие информацию об обстановке в Мировом океане, подлежащие отправке за границу, оформляются решением специальной экспертной комиссии при МКС ЕСИМО, персональный состав и Положение о которой утверждаются Росгидрометом по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. Информация из государственных ресурсов предоставляется для вывоза за рубеж без права передачи ее третьим лицам.
5.12. В соответствии с законодательством России программы для ЭВМ, базы данных создаваемые в ЕСИМО, относятся к объектам авторского права. Другие результаты творческой деятельности по производству информационной продукции и услуг являются объектами интеллектуальной собственности, которая также защищается государством.
При распространении (перепечатке) информации, полученной на законных основаниях от Центров ЕСИМО, а также при коммерческом распространении созданной на ее основе продукции делается обязательная ссылка на источник получения информации.
5.13. Информация об обстановке в Мировом океане, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Источником прибыли в этом случае является результат вложенных труда и средств при создании производной информации, но не исходная информация, полученная из государственных ресурсов.
6. Финансирование функционирования и развития ЕСИМО
6.1. Деятельность ЕСИМО по обеспечению выполнения работ федерального значения осуществляется из средств федерального бюджета; работа в интересах субъекта Федерации финансируется из бюджетных средств этого субъекта и федерального бюджета, либо только из бюджетных средств субъекта Федерации в зависимости от характера работ. Перечень работ ЕСИМО федерального значения и работ, для которых возможно смешанное финансирование, утверждается Правительством Российской Федерации.
К работам федерального значения относятся производство наблюдений, сбор и обработка данных, создание и ведение государственных информационных ресурсов, производство информационной продукции общего назначения, научные исследования и разработки по развитию ЕСИМО, международный информационный обмен.
Иные работы в ЕСИМО могут финансироваться за счет бюджета и других, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Финансирование инфраструктуры ЕСИМО и функционирования системных элементов ЕСИМО осуществляется из федерального бюджета через Росгидромет.
Финансирование НИР и ОКР, направленных на развитие и совершенствование ЕСИМО, осуществляется из средств, выделяемых на ФЦП “Мировой океан”.
Copyright ААНИИ, 1999.
|