Обобщенная архитектура ЕСИМО

В соответствии с современными представлениями обычно рассматриваются три взгляда на архитектуру информационной системы - заказчика, проектировщика и разработчика.

  • Внешнее представление архитектуры ЕСИМО
  • Системные объекты и системообразующая среда ЕСИМО

    Внешнее представление архитектуры ЕСИМО
    Общие требования заказчика к ЕСИМО изложены в разделе Нормативные параметры ЕСИМО. Непосредственно из них вытекает приведенное в разделе Методология строения ЕСИМО определение ЕСИМО, а также некоторое общее представление о системе. Суть этого представления выражена в следующих положениях:

    1. ЕСИМО строится на базе существующих ведомственных информационных систем посредством их развития и интеграции без насильственной перестройки их внутренней структуры, баз данных, информационных технологий и пр.
    2. Цели ЕСИМО достигаются посредством создания единой нормативно-правовой базы и единого информационно-технологического пространства, а также за счет координации деятельности по производству наблюдений, сбору, накоплению, обработке и распространению информации об обстановке в Мировом океане.

    Чтобы этот принцип не вступал в противоречие со стремлением построить Единую Систему вводится понятие центр ЕСИМО (как основной элемент архитектуры).
    Центр ЕСИМО- это структура, созданная внутри ведомственной информационной системы и выполняющая в рамках ЕСИМО одну или несколько определенных функций.
    Большинство ведомственных информационных систем являются децентрализованными. Это означает, что функции системы как целого выполняют несколько организаций. Каждая из них содержит фрагмент системы. Центр ЕСИМО создается при одной из организаций ведомства. Ведомство может иметь один или несколько центров ЕСИМО.
    Центры ЕСИМО действуют в едином правовом пространстве ЕСИМО, включены в систему телекоммуникаций и реализуют единое информационное пространство ЕСИМО.
    Центры ЕСИМО, система телекоммуникаций (сеть) и ведомственные информационные системы (как основа построения ЕСИМО) - это элементы архитектуры ЕСИМО с точки зрения заказчика и той части проектировщиков, которая занимается организационными и правовыми аспектами ЕСИМО.

    Архитектура ЕСИМО (внешнее представление)

    Наверх

    Состав и содержание центров ЕСИМО зависят от их статуса, который определяется характером задач, выполняемых им в рамках ЕСИМО. Можно выделить две основные группы задач - общесистемные и тематические.
    Общесистемные задачи:

  • координация и научно-методическое руководство деятельностью по производству наблюдений, сбору, накоплению, обработке и распространению информации об обстановке в Мировом океане,
  • ведение централизованных баз данных ЕСИМО, например, базы метаданных и нормативно-правовой базы данных,
  • администрирование (виртуальной) сетью телекоммуникаций ЕСИМО и др.
    Тематические задачи - это задачи по профилю ведомства, ориентированные на пользователей ЕСИМО. Заметим, что к тематическим задачам не относится, например, разработка приборов для систем наблюдений, поскольку она не ориентирована на пользователей. Это скорее одна из внутренних для ЕСИМО общесистемных задач.
    Ввиду существенной территориальной рассредоточенности центров ЕСИМО, можно рассматривать также группу региональных задач. Региональные задачи аналогичны общесистемным, но на региональном уровне. Центр называется общесистемным, региональным или тематическим в зависимости от пропорции, в которой ему присущи задачи соответствующих трех групп.

    Центр ЕСИМО выполняет свои задачи с помощью набора функций.

    Классификация функций Центров ЕСИМО
    Наверх

    Организационные и научно-методические функции являются внутренними для ЕСИМО. Технологические - могут быть как внутренними, так и внешними, то есть ориентированными на пользователей ЕСИМО (заметим, однако, что центры ЕСИМО также являются пользователями ЕСИМО).
    Общесистемные функции направлены на поддержание работы системы и ее развитие. Общесистемные функции всегда являются внутренними.
    Информационно-аналитические функции - это функции содержательной обработки данных и производства информационной продукции. К таким функциям, в частности, относятся сбор данных, их первичная обработка и передача в центры, формирование фондов данных и управление ими, подготовка режимно-справочных материалов, обслуживание потребителей и т.п. Информационно-аналитические функции могут быть как внутренними (сбор данных), так и внешними (обслуживание потребителей).
    Внешнюю информационно-аналитическую функцию можно рассматривать как предоставление пользователю тех или иных информационных ресурсов. Ресурсы могут быть двух видов - реальные, хранящиеся в базах данных, и виртуальные, которых в базах данных нет, но имеются технологии, их порождающие.

    Информационные ресурсы могут предоставляться пользователю тремя способами:
    1. по регламенту (расписанию), который определяет что, кому и когда должно быть предоставлено,
    2. по запросу (предполагает автоматическое (on-line) предоставление ресурса в ответ на поступивший запрос, при этом для виртуальных ресурсов автоматически запускается в работу соответствующая технология),
    3. по заказу (заявке) (ресурс предоставляется в режиме off-line, то есть в задержанном режиме).

    Наверх

    Системные объекты и системообразующая среда ЕСИМО

    С точки зрения проектировщиков, тяготеющих к информационно-технологическим аспектам ЕСИМО, центр ЕСИМО - это не только организационное образование, но, прежде всего, функционирующий в центре информационно-технологический комплекс, реализующий порученные центру технологические функции, как информационно-аналитические, так и общесистемные. Последние обеспечивают функционирование центра в едином информационном пространстве. Информационно-технологический комплекс центра ЕСИМО (системным объектом ЕСИМО) является основным системообразующим фактором ЕСИМО. Вторым важным системообразующим фактором ЕСИМО является среда ЕСИМО.

    Системообразующие факторы ЕСИМО

    Наверх

    Системообразующая среда ЕСИМОэто совокупность правовых, организационных, информационных, технологических и иных соглашений, правил и средств, которые используются для обеспечения совместимости и интеграции различных частей ЕСИМО при ее разработке и в процессе функционирования. Включает в себя нормативную базу, телекоммуникационную платформу и информационно-технологическую платформу ЕСИМО.
    Нормативная база ЕСИМОчасть среды ЕСИМО, содержащая правовые и методические стандарты и соглашения, регулирующие деятельность в ЕСИМО.
    Телекоммуникационная платформа ЕСИМОчасть среды ЕСИМО, содержащая организационные и технологические принципы, решения и соглашения, обеспечивающие создание и эксплуатацию единой системы телекоммуникации ЕСИМО.
    Информационно-технологическая платформа ЕСИМО- это часть среды ЕСИМО, содержащая концепции, требования, соглашения, специально разработанные методические и лингвистические средства, обеспечивающие информационную и технологическую совместимость различных частей ЕСИМО и создание единого информационного пространства ЕСИМО.
    Системный объект ЕСИМО - это информационно-технологический комплекс центра ЕСИМО, построенный и функционирующий в соответствии с требованиями среды ЕСИМО и выполняющий технологические функции центра ЕСИМО. Системные объекты являются узлами системы телекоммуникации ЕСИМО и обеспечивают интерфейс между ведомственной информационной системой и пользователями ЕСИМО, в том числе аналогичными системами других ведомств. Системные объекты - основное средство интеграции ведомственных информационных систем в единое информационное пространство.

    Вопрос о взаимоотношении центра ЕСИМО с ведомственной информационной системой (в информационно-технологическом аспекте) - это, в основном, вопрос о взаимоотношении системного объекта с информационной системой.
    Информационную систему можно представить как совокупность нескольких функциональных подсистем - таких, например, как подсистемы сбора данных, ведения архивной (оперативной) базы данных, обслуживания архивными (оперативными) данными, выполнения специализированных расчетов и т.п. В реальной системе эти подсистемы могут быть не выделены структурно, а существовать в виде некоторых не вполне четко выделенных информационно-технологических слоев, состоящих из отдельных баз или массивов данных, программ и информационных технологий

    Схема информационной системы

    Наверх

    Информационно-технологические слои можно разбить на два типа:
    1. информационно-технологические слои, функции, замыкающиеся внутри информационной системы (выполняют внутренние информационно-аналитические функции)
    2. информационно-технологические слои, выполняющие функции, ориентированные на обслуживание потребителей вне информационной системы (выполняют внутренние информационно-аналитические функции).

    Одна из основных функций системного объекта ЕСИМО - обеспечить полноценный интерфейс между информационной системой и пользователями ЕСИМО, в том числе аналогичными системами других ведомств. Этот интерфейс открывает доступ пользователей к информационным ресурсам и технологическим возможностям информационной системы и реализуется с помощью технологий доступа. Таких технологий может быть несколько. Технологии доступа реализуют общесистемные функции системного объекта (и центра ЕСИМО).

    Взаимосвязь информационной системы и системного объекта
    В процессе развития слои объекта ЕСИМО могут постепенно поглощать соответствующие слои информационной системы. Тем самым информационная система будет становиться все более интегрированной.

    Информационная система и системный объект

    Наверх

    В процессе дальнейшего развития слои объекта ЕСИМО могут постепенно поглощать соответствующие слои информационной системы. Тем самым информационная система будет становиться все более интегрированной.

    Эволюция развития информационной системы и системных объектов ЕСИМО

    Наверх

    оформление Web-дизайнер