В соответствии с современными представлениями обычно рассматриваются три взгляда на архитектуру информационной системы - заказчика, проектировщика и разработчика.
Внешнее представление архитектуры ЕСИМО
Общие требования заказчика к ЕСИМО изложены в разделе Нормативные параметры ЕСИМО. Непосредственно из них вытекает приведенное в разделе Методология строения ЕСИМО определение ЕСИМО, а также некоторое общее представление о системе. Суть этого представления выражена в следующих положениях:
Чтобы этот принцип не вступал в противоречие со стремлением построить Единую Систему вводится понятие центр ЕСИМО (как основной элемент архитектуры).
Центр ЕСИМО- это структура, созданная внутри ведомственной информационной системы и выполняющая в рамках ЕСИМО одну или несколько определенных функций.
Большинство ведомственных информационных систем являются децентрализованными. Это означает, что функции системы как целого выполняют несколько организаций. Каждая из них содержит фрагмент системы. Центр ЕСИМО создается при одной из организаций ведомства. Ведомство может иметь один или несколько центров ЕСИМО.
Центры ЕСИМО действуют в едином правовом пространстве ЕСИМО, включены в систему телекоммуникаций и реализуют единое информационное пространство ЕСИМО.
Центры ЕСИМО, система телекоммуникаций (сеть) и ведомственные информационные системы (как основа построения ЕСИМО) - это элементы архитектуры ЕСИМО с точки зрения заказчика и той части проектировщиков, которая занимается организационными и правовыми аспектами ЕСИМО.
Архитектура ЕСИМО (внешнее представление)
Состав и содержание центров ЕСИМО зависят от их статуса, который определяется характером задач, выполняемых им в рамках ЕСИМО. Можно выделить две основные группы задач - общесистемные и тематические.
Общесистемные задачи:
Центр ЕСИМО выполняет свои задачи с помощью набора функций.
Организационные и научно-методические функции являются внутренними для ЕСИМО. Технологические - могут быть как внутренними, так и внешними, то есть ориентированными на пользователей ЕСИМО (заметим, однако, что центры ЕСИМО также являются пользователями ЕСИМО).
Общесистемные функции направлены на поддержание работы системы и ее развитие. Общесистемные функции всегда являются внутренними.
Информационно-аналитические функции - это функции содержательной обработки данных и производства информационной продукции. К таким функциям, в частности, относятся сбор данных, их первичная обработка и передача в центры, формирование фондов данных и управление ими, подготовка режимно-справочных материалов, обслуживание потребителей и т.п. Информационно-аналитические функции могут быть как внутренними (сбор данных), так и внешними (обслуживание потребителей).
Внешнюю информационно-аналитическую функцию можно рассматривать как предоставление пользователю тех или иных информационных ресурсов. Ресурсы могут быть двух видов - реальные, хранящиеся в базах данных, и виртуальные, которых в базах данных нет, но имеются технологии, их порождающие.
Информационные ресурсы могут предоставляться пользователю тремя способами:
1. по регламенту (расписанию), который определяет что, кому и когда должно быть предоставлено,
2. по запросу (предполагает автоматическое (on-line) предоставление ресурса в ответ на поступивший запрос, при этом для виртуальных ресурсов автоматически запускается в работу соответствующая технология),
3. по заказу (заявке) (ресурс предоставляется в режиме off-line, то есть в задержанном режиме).
Системные объекты и системообразующая среда ЕСИМО
С точки зрения проектировщиков, тяготеющих к информационно-технологическим аспектам ЕСИМО, центр ЕСИМО - это не только организационное образование, но, прежде всего, функционирующий в центре информационно-технологический комплекс, реализующий порученные центру технологические функции, как информационно-аналитические, так и общесистемные. Последние обеспечивают функционирование центра в едином информационном пространстве. Информационно-технологический комплекс центра ЕСИМО (системным объектом ЕСИМО) является основным системообразующим фактором ЕСИМО. Вторым важным системообразующим фактором ЕСИМО является среда ЕСИМО.
Системообразующие факторы ЕСИМО
Вопрос о взаимоотношении центра ЕСИМО с ведомственной информационной системой (в информационно-технологическом аспекте) - это, в основном, вопрос о взаимоотношении системного объекта с информационной системой.
Информационную систему можно представить как совокупность нескольких функциональных подсистем - таких, например, как подсистемы сбора данных, ведения архивной (оперативной) базы данных, обслуживания архивными (оперативными) данными, выполнения специализированных расчетов и т.п. В реальной системе эти подсистемы могут быть не выделены структурно, а существовать в виде некоторых не вполне четко выделенных информационно-технологических слоев, состоящих из отдельных баз или массивов данных, программ и информационных технологий
Схема информационной системы
Информационно-технологические слои можно разбить на два типа:
1. информационно-технологические слои, функции, замыкающиеся внутри информационной системы (выполняют внутренние информационно-аналитические функции)
2. информационно-технологические слои, выполняющие функции, ориентированные на обслуживание потребителей вне информационной системы (выполняют внутренние информационно-аналитические функции).
Одна из основных функций системного объекта ЕСИМО - обеспечить полноценный интерфейс между информационной системой и пользователями ЕСИМО, в том числе аналогичными системами других ведомств. Этот интерфейс открывает доступ пользователей к информационным ресурсам и технологическим возможностям информационной системы и реализуется с помощью технологий доступа. Таких технологий может быть несколько. Технологии доступа реализуют общесистемные функции системного объекта (и центра ЕСИМО).
Взаимосвязь информационной системы и системного объекта
В процессе развития слои объекта ЕСИМО могут постепенно поглощать соответствующие слои информационной системы. Тем самым информационная система будет становиться все более интегрированной.
Информационная система и системный объект
В процессе дальнейшего развития слои объекта ЕСИМО могут постепенно поглощать соответствующие слои информационной системы. Тем самым информационная система будет становиться все более интегрированной.
Эволюция развития информационной системы и системных объектов ЕСИМО