Журнал "Проблемы Арктики и Антарктики"

Главная > Архив номеров > № 3 (97) 2013 > Статья
 

Влияние ориентации нарушений сплошности льда на эффективность движения судов в Арктическом бассейне в летний период

 С.В.Фролов
(.pdf)
 

15 июля 2013 г.

Тип ориентации разрывов в ледяном покрове относительно генерального курса движения ледокола является одной из важнейших ледовых характеристик плавания в Арктическом бассейне. Данные специальных судовых ледовых наблюдений, выполненных в морских высокоширотных экспедициях, позволили определить зоны, движение судна в которых наиболее эффективно, получить соотношения между типом ориентации разрывов и средней скоростью движения судна, временем, затраченным на работу набегами. Получена эмпирическая зависимость между шириной разрывов и специальным критерием – индексом разрыва для различных типов их ориентации по отношению к генеральному курсу движения судна. Предложены алгоритмы учета типа ориентации разрывов для расчета скорости движения судна во льдах как при автономном движении, так и для проводки судна ледоколом.

Ключевые слова: Арктический бассейн, нарушение сплошности ледяного покрова, индекс разрыва, скорость движения судна, модель движения судна во льдах.