Журнал "Проблемы Арктики и Антарктики"

Главная > Архив номеров > № 1 (81) 2009 > Статья
 

К вопросу о строительстве снежного аэродрома для тяжелых колесных самолетов в Центральной Антарктиде, на станции Восток

 С.П.Поляков, Б.В.Иванов, А.В.Клепиков, В.Д.Клоков, В.В.Лукин, В.Л.Мартьянов.
(.pdf)
 

мл. науч. сотр. С.П.ПОЛЯКОВ, канд. геогр. наук Б.В.ИВАНОВ, канд. физ.-мат. наук А.В.КЛЕПИКОВ, канд. геогр. наук В.Д.КЛОКОВ, рук. РАЭ В.В.ЛУКИН, зам. нач. РАЭ В.Л.МАРТЬЯНОВ
ГНЦ РФ Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, г. Санкт-Петербург, e-mail: aaricoop@aari.nw.ru
Экспериментальные исследования проводились при поддержке гранта РФФИ №08-05-00279 «Исследования процессов энергомассообмена в деятельном слое ледников прибрежных районов Антарктиды».
Станция Восток находится в центральной части материка, в зоне сухого снега. Максимальная температура поверхности снежного покрова, как правило, не превышает –25 °С. Холодный снег плохо поддается искусственному уплотнению, что является основной проблемой при строительстве ВПП в таких районах.
Основная цель данной работы – исследование изменений физико-механических свойств снега поверхности существующей ВПП ст. Восток при различных механических воздействиях на нее.
Механические воздействия на снег оказывались с помощью штамповых испытаний в диапазоне давлений от 0,05 до 1,5 МПа. После воздействия регистрировались изменения прочности, твердости, плотности, текстуры и структуры снежного покрова, а также измерялась пластическая деформация и оценивалась глубина воздействия на снежный покров.
Выявлен ряд интересных закономерностей, в том числе изменение прочности снежного покрова во времени, после механического воздействия. Так, через трое суток прочность снежного покрова, подверженного механическому воздействию, возросла примерно в полтора раза по сравнению с тем, что было непосредственно через три часа после механического воздействия. Получены значения оптимальных давлений на поверхность снега для достижения прочности покрытия, достаточного для посадки Ил-76ТД. Выявлены структурные изменения снега после различных механических воздействий на него. Полученные экспериментальные данные позволят создать теоретическую модель уплотнения холодного снега.
Ключевые слова: снежный аэродром, пластическая деформация, механическое уплотнение, штамповые испытания, уплотнение снега